Целитель Пантелеймон

Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон

Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон
Как еще называют: Святой Пантелеймон, Святой Пантелеимон, Целитель Пантелеймон, Великомученик Пантелеймон
Прославлен в лике: Страстотерпцев, Великомучеников, Целителей
Когда жил: Рождение неизвестно - умер в 305 г.
Где родился: Никомидия, Вифинская страна (Северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива)
Почитается: Православной и Католической церковью
День памяти: 27 июля (9 августа)
Мощи Святого находятся: Глава Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей находятся во многих городах России.
  

Система Orphus

Меню


Другие разделы


Краткое житие

Святой Пантелеимон жил во времена правления императора Максимиана в III веке н.э. в городе Никомидии Вифанской провинции. Известно, что отец его по имени Евсторгий был знатным человеком языческой веры, а мать Еввула исповедовала христианство. При рождении мальчика нарекли именем "Пантолеон", что значит "по всему лев", и лишь позднее, когда проявил он в полноте своей целительские и духовные дары, люди стали называть его "Пантелеимон" — то есть всемилостивый.

Земная жизнь св. Пантелеимона была кратковременной, он принял мученическую смерть, будучи еще совсем юным. Поэтому на иконах он и изображается в лике юноши. Но сколь сильное воздействие оказал он на современников, что остался в вечной памяти, как целитель, истинный христианин, принявший великое мучение, но не отказавшийся от своей веры, и, наконец, святой, то есть снискавший особую божественную благодать Святого Духа.

Жития Святых повествуют, что св. Пантелеимон получил прекрасное по тем временам образование. Он обучался эллинской мудрости, проявлял великолепные способности, отличался приятным характером и манерами, был доброго нрава, за что его любили окружающие. Мать воспитывала мальчика в христианских традициях, но рано умерла, и воспитанием сына стал заниматься отец, пытаясь приобщить ребенка к язычеству. Вероятно, в полной мере это ему не удалось, ибо "душа человека по природе своей христианка" (Тертулиан), и материнские уроки глубоко запали в душу еще в раннем детстве. Лекарскому искусству св. Пантелеимон учился у знаменитого врача Евфросина, услугами которого пользовался сам царь Максимиан, известный гонитель христиан. Царь вскоре обратил внимание на юношу и захотел сделать его в будущем своим придворным врачом.

Поворотным моментом в жизни св. Пантелеймона стала встреча с престарелым пресвитером по имени Ермолай. Старец подолгу беседовал, наставляя юношу, полюбив его как родного. Вместе с душеспасительными беседами, Пантелеимон получил, видимо, и какие-то советы в отношении целительства, которое может совершаться по истинной вере во Христа. Юноша желал проверить на практике это, но какое-то время не предоставлялось случая. Но однажды, идя от старца, св. Пантелеимон наткнулся на мертвого ребенка, который был ужален большой змеей. Сама змея лежала около умершего. Увидев это, юноша сперва испугался и отступил в ужасе назад, но потом сказал сам себе: "Сейчас надо испытать и узнать, истинно ли говорит старец Ермолай". И, возведя глаза к небу, он произнес: "Господь Иисус Христос, я недостоин призывать Тебя, но, если Ты желаешь, чтобы я стал рабом Твоим, то яви Свою силу и сделай так, чтобы по имени Твоему мальчик ожил, а ехидна стала мертвой". И чудо свершилось, мальчик встал живым, ехидна сдохла. Юноша со слезами на глазах стал прославлять и благодарить Бога, после чего крестился у старца Ермолая, оставаясь после крещения у него еще семь дней. Особенностью данного случая чудесного исцеления является то, что оно совершилось еще не по полной вере самого целителя и наряду с воскрешением младенца окончательно воскресило душу юного лекаря. Это был своеобразный аванс, если можно так выразиться, и в то же время высший знак доверия и любви к пожелавшему найти истину.

Спустя какое-то время происходит второй случай чудесного исцеления, который, так же, как и первый, излагается по Житиям Святых. На этот раз к Пантелеимону обратился слепец, окончательно отчаявшийся во врачах, так как на лечение истратил почти все состояние свое, а пользы не получил никакой. Несчастный, прослышав об искусстве врачевания юноши, стал просить его: "Умоляю тебя, помилуй меня, ослепшего, не видящего сладкого света: все врачи, находящиеся в этом городе, меня лечили, но не принесли никакой пользы". Между тем оказалось, что среди безуспешно лечивших врачей был и Ефросин — учитель св. Пантелеймона. Видя горячую веру несчастного, Пантелеимон берется его лечить и не только исцеляет физический недуг (наступает полное прозрение), но и воскрешает духовно, приобщая к истинной Христовой вере. Эпизод исцеления в "Житиях Святых" описан так: "Коснувшись очей слепца, св. Пантелеимон произнес: "Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и начни вид еть". Можно представить, сколько радости было у этого человека, вновь увидевшего свет. После исцеления бывший слепец (вместе с отцом св. Пантелеймона) принимает крещение. То, что исцеление произошло полное, а не только физическое, говорит тот факт, что исцеленный не откажется и в будущем от истинной веры и, как и излечивший его, примет за нее м ученическую смерть.

После смерти отца св. Пантелеимон раздает все свое наследство бедным и нуждающимся, сам же продолжает помогать людям. "Ему послан был свыше дар исцеления, и он всегда бесплатно лечил больных не столько травами, сколько призыванием имени Иисуса Христа" ("Жития Святых"). "Он являлся врачом не только болезней, но и нищеты человеческой" (там же). Все больные из города и ближайших мест, видя такое удивительное искусство врачевания и бескорыстие, стекались за помощью к Пантелеимону.

Из-за зависти других врачей, по их наговорам и за приверженность к христианству, св. Пантелеимон был заключен императором в темницу. Его обвиняли в чародействе, волшебстве, отступлении от языческой веры предков. Мужественный юноша отстаивал христианскую веру и предложил императору устроить своеобразное состязание: принести любого безнадежного больного и предоставить его сначала придворным лекарям, исповедовавшим язычество. Император согласился. Тогда принесли расслабленного, то есть парализованного, больного, над которым тщетно лекари и жрецы призывали своих богов: кто Асклепия, кто Зевса, кто Диану. Помощи от них больной не получил никакой. Тогда Пантелеймон, помолившись, взял за руку страдающего и произнес: "Во имя Господа Иисуса Христа встань и будь здоров"... Больной тут же выздоровел и встал.

В бессильной злобе император приказал умертвить юношу, на что тот мужественно ответил: "Умереть за Христа для меня приобретение". Св. Пантелеймон принял мученическую смерть. Его тело строгали железными когтями, ребра опаляли горящими свечами, бросали в раскаленное олово, колесовали и, в конце концов, обезглавили. Свою смерть он встретил радостно, распевая псалмы. Память Святого празднуется 27 июля/9 августа.